Стресс перед экзаменом
Стресс — это реакция организма, возникающая в ответ на различные внешние и внутренние факторы. Экзамен, безусловно, один из самых распространенных стрессоров среди студентов и обучающихся.
Стресс перед экзаменом может проявляться нежелательными реакциями организма. Возрастающая учебная нагрузка и экзамены могут вызывать негативные эмоциональные и физические состояния, которые способны не только ухудшать результаты экзаменов, но и могут оказывать негативные воздействия на здоровье1. Однако, существуют стратеги, направленные на борьбу с предэкзаменационным стрессом.
Как проявляется стресс перед экзаменом?
Стресс перед экзаменами может проявляться как в виде эмоциональных симптомов – страх, тревога, раздражительность, нервозность, утомляемость, так и физических – учащенное сердцебиение, потеря аппетита, расстройства желудочно-кишечного тракта, головные боли1.
Как успокоиться во время подготовки к экзамену
- Начинать готовиться к экзамену заранее;
- Не пытаться разобрать, запомнить или повторить весь учебный материал в последний момент, так как это прямой путь к сильному стрессу в день сдачи;
- Самое главное – составить план подготовки для сдачи экзамена и распределить задачи на небольшие этапы, придерживаясь их2.
Как не волноваться в ожидании экзамена?
В день перед экзаменом постарайтесь сосредоточиться на настоящем моменте, не беспокоиться о том, что может произойти и обязательно выспаться. В стрессовые моменты, в том числе перед экзаменом, важно формировать стрессоустойчивость с помощью любимых методов расслабления (например, юмор, успокаивающая музыка, хобби, общение с друзьями и т.д). Стоит заниматься спортом или физической активностью, что поможет справиться с накопившимся нервным напряжением1.
Как успокоиться во время экзамена?
- Во время экзамена важно оставаться спокойным. Достичь этого можно с помощью дыхательных практик – перед тем как приступить к экзамену, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов;
- Необходимо сосредоточиться на конкретных вопросах из экзаменационного билета, сохраняя самообладание и не давая посторонним мыслям мешать процессу;
- Также полезно грамотно распределять время, например, переходить к следующему вопросу при трудностях с конкретным вопросом, чтобы успеть до завершения экзамена1,2.
В конце концов, нужно понимать, что стресс — это естественная человеческая реакция на неприятные факторы и её можно побороть. Экзаменационный стресс — обычное явление для студентов и обучающихся, но с ним можно справляться. С помощью правильных стратегий можно справляться со стрессом и добиваться наилучших результатов на экзаменах1,2.
Роль недостаточности магния в предэкзаменационный период
В ходе проведенного исследования дефицита магния и показателей тревожности у девушек-студенток, у 33,6% обследованных была обнаружена недостаточность магния. В предэкзаменационный период данная группа была подвержена высокому уровню тревожности, которая была связана как с конкретными жизненными ситуациями, так и с личностными особенностями психики3.
Одно из преимуществ магния — его влияние на нервную систему. Магний может помочь улучшить настроение, снизить тревожность и повысить устойчивость к стрессу. Это объясняется тем, что магний способствует торможению возбуждения нервных клеток в головном мозге и способствует снижению уровня «гормона стресса» – кортизола4,5.
Магний содержится в ряде продуктов, таких как орехи, курица, семена, фасоль, темный шоколад и зеленые овощи5. Однако нередко может быть трудно получить достаточное количество магния из пищи, поэтому целесообразным методом восполнения дефицита могут быть препараты магния6.
При выборе препарата магния в качестве дополнительного источника этого микроэлемента следует проконсультироваться со специалистом, который подберет препарат в соответствии с индивидуальными особенностями организма.
Источники
- Мельников В.И. СТРЕСС СТУДЕНТОВ И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2018. №1 (3).
- Панфилова Людмила Вячеславовна Как подготовится к экзаменам // Народное образование. 2013. №4.
- Вяткина И. С. и соавторы. Дефицит магния и показатели тревожности у девушек-студенток // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2014. №2 (55).
- Громова О.А., Торшин И.Ю. Магний и «болезни цивилизации». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 800 с.
- Pickering G, Mazur A, Trousselard M, Bienkowski P, Yaltsewa N, Amessou M, Noah L, Pouteau E. Magnesium Status and Stress: The Vicious Circle Concept Revisited. Nutrients. 2020 Nov 28;12(12):3672.
- Есенова И. И. В центре внимания препараты магния // РФК. 2011. №4.